Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный ребёнок»
Программа занятий
1.4. Содержание программы
Раздел |
Тема |
Теория |
Практика |
||
Педагогическая диагностика |
|||||
1\10 |
Знакомство с блоками Дьенеша. «Найди такой же» |
Развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания. |
Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра « Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают. |
||
1\10 |
Найди фигуру. |
Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». |
Блоки разложены в два обруча. Ведущий предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины. |
||
1\10 |
Дорожки |
Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». |
Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку. |
||
2\10 |
Разноцветные странички. |
Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. |
Картинка с изображением помидора, красного сигнала светофора, Деда Мороза с красным носом. Картинка с изображением солнца, подсолнуха, груши и жёлтых листьев. Картинка с изображением синего моря, синего василька. Блоки. Ведёрки разного цвета. Обруч. |
||
2\11 |
Заселим домики |
Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания. |
Три домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета. Блоки - жильцы. |
||
2\11 |
Мышки – норушки. |
Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. |
Игрушка – мышка. Блоки - зёрнышки. Коробка – норка мышки. Корзинка |
||
2\11 |
Второй ряд |
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. |
Карточки с двумя полосками - коробки для печенья. Блоки - печенье. Поднос. |
||
2\11 |
« Игры с разноцветными мячиками» |
Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета с опорой на наглядность. |
В гости к детям приходит Волчонок, и предлагает поиграть в мячики, надуть пузыри с его другом Капитошкой и Тигрой .Дети находят нужные блоки и накладывают на картинки. По окончании Волчонок дарит детям мыльные пузыри. |
||
3\12 |
«Дед Мороз принёс нам ёлку» |
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвет и величина). Понимать слова «разные», «одинаковые». Способом наложения фигур на картинку |
В гости к детям приходит Дед Мороз, а ёлку потерял по дороге. Вот и просит детей сделать из блоков ёлочки. Дети находят нужные фигуры и способом наложения делают ёлочки. Дед мороз очень рад и дарит им подарки. |
||
3\12 |
«День рождения у ёжика» |
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвет и величина). Понимать слова «разные», «одинаковые». Способом наложения фигур на картинку. |
Приходит к детям в гости ёжик и просит о помощи. Рассказывает историю, как он спешил на день рождения к своему другу и потерял по дороге подарки для него подарки (Яблочки). Просит детей найти такие же, и наколоть их на иголки. Дети способом наложения накладывают блоки на картинку. Воспитатель предлагает подарить ёжику цветочки в горшочках, но вот беда – цветочки есть, а горшочков нет. Дети таким же способом подбирают к цветочкам горшочки на картинку. Ёжик очень рад |
||
3\12 |
«Угощенье для белочек» |
Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). |
Дети отправляются в фруктовый магазин, где продаются яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям купить фрукты и ягоды. Дети складывают в корзинки: Большие, красные яблоки Маленькие, синие сливы Большие, жёлтые груши |
||
4\12 |
«Подарки зверюшкам от Деда Мороза» |
Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. |
В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса: Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное. Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное), а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты: Заяц любит только круглые, а мишка только синие. Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке. |
||
4\01 |
«Мешочек с драгоценными камнями» |
Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. |
Дети находят в группе красивый мешочек. Воспитатель сообщает, что в мешочке лежит клад драгоценных камней – самоцветов. Чтобы достать самоцветы из мешка, нужно определить форму (величину) камня на ощупь. В конце детям дарятся «Шкатулки с Драгоценными камнями» (камушки Марбелс и разноцветные картинки) |
||
5\01 |
Раздели фигуры |
Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. |
Картинки – изображения геометрических фигур с «мордашками». Блоки. Четыре коробки. |
||
5\01 |
Кулинары |
Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. |
Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона |
||
5\02 |
Раздели фигуры |
Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. |
Коробки для подарков, блоки – печенье и конфеты. Игрушки: заяц, медведь. Два подноса. |
||
5\02 |
Кто быстрее соберёт. |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). |
Блоки. Коробки. |
||
6\02 |
«Зимняя рыбалка» |
Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. |
Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую в красное ведро, а тонкую в синее ведро. |
||
6\02 |
«Волшебная змейка» (домино) |
Развивать умение сравнивать предметы по толщине. |
Фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другой толщины. |
||
6\03 |
«Мамины помощники» (поручения) |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). |
Дети играют с блоками. Ведущая даёт поручения: Саше собрать все красные, толстые фигуры; Лизе — синие, тонкие; Артёму — жёлтые, толстые и т. д. |
||
6\03 |
«Отправляемся в путешествие» |
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, толщине и форме. Развивать пространственные представления. Уметь сравнивать предметы по величине. |
Предложить детям отправиться в путешествие (на чём?). Прийти к мнению – на большом пароходе. Во время путешествия дети ловили рыбу, на пути им повстречались моряки. С ними случилась беда – напали на них пираты и утопили их корабль. Воспитатель с детьми предложили сделать им новые парусники – большой и маленький |
||
6\03 |
«К лесным зверюшкам на день рождения» |
Продолжать знакомить детей с формой, цветом и размером. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по размеру. |
В гости приходят к детям лисичка и волчишко. И рассказывают детям, как они собирались на день рождения к зайчику и мишке. И у них все шарики лопнули, которые были приготовлены. Воспитатель предлагает исправить ситуацию. Дети при помощи блоков составляют зайчика и мишку с шарами. Все зверюшки очень рады и благодарят детей. |
||
6\03 |
«Автопарк» |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. |
К детям в группу приходит мальчик Петя, и рассказывает историю, как он не любил собирать игрушки. И вот однажды машины уехали от него к другим ребятам. Петя просит о помощи у детей. Дети собирают «машины». Петя очень рад, и дарит им набор машинок. И обещает, что больше так не будет поступать. |
||
7\04 |
«Петрушка и его друзья» |
Используя блоки Дьенеша учить детей создавать постройку приемом наложения детали на схему – образец. Закрепить знание о величине, форме, цвете геометрических фигур. Учить детей соблюдать последовательность действий при построении. |
К детям приходит в гости Петрушка-веселушка. И приносит фотографию своего друга – клоуна Стёпы. Но одним им скучно, и воспитатель предлагает детям сделать ещё клоунов – друзей. Дети выполняют задание и путём наложения соблюдая определённую последовательность действий, сопровождая их речью. Петрушка очень рад и предлагает поиграть с детьми с мыльными пузырями. |
||
7\04 |
«Раз, два, стоит ракета…» |
Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина). Понимать слова «разные», «одинаковые». |
К детям приходит Незнайка, и рассказал, что летал на ракете. А вот ракета изломалась. И воспитатель предлагает детям построить ракету из блоков, и отправиться с Незнайкой на Луну. Дети строят из блоков Ракету. Р/д «Раз, два, стоит ракета. Три, четыре – самолёт….) Незнайка благодарит детей и возвращается к свои друзьям. |
||
7\04 |
«Светит солнышко в окошко…» |
Учить выбирать блоки по контуру. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету и величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». |
«Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. Руки в стороны потом Мы пошире разведём» Весной просыпаются, деревья, жучки и паучки. Солнышко сильно греет, становится тепло. А вот нашим зверюшкам не хватает солнышка. Давайте солнышку построим лучики. Дети находят нужные блоки и строят лучики. Выяснить у детей, какие блоки они отбирают (только треугольники, но разные по цвету и размеру). Зверюшкам стало весело и тепло. Р\д «Светит солнышко в окошко…» |
||
7\04 |
«Цветочки на клумбе» |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам (цвету, форме и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». |
Дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Пришло время сажать цветы. Ведущая предлагает поиграть в садовников и устроить весенний сад в группе. Дети «сажают» цветы, любуются своими клумбами. Рассказывают, какие цветы выросли на клумбах. |
||
7\05 |
Игра-путешествие «В гостях у сказки». |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. |
Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи. |
||
7\05 |
«Магазин» |
Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы. |
Карточки с символами свойств (величина, цвет). Блоки – пирожные. |
||
7\05 |
«Строители» |
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы. |
Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей. |
||
05 |
Педагогическая диагностика |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»